Закрыть рты: Нацсовет начал преследовать неугодные власти телеканалы

Закрыть рты: Нацсовет начал преследовать неугодные власти телеканалы

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания объявил телеканалу «112 Украина» предупреждение за выявленные нарушения в эфире программы «Шустер Live», которую ретранслирует телеканал. Об этом говорится в решении Нацсовета от 18 февраля. По данным мониторинга регулятора, в эфире вышеуказанной телепрограммы было включение с российским журналистом Максимом Шевченко, высказывания которого носили яркий антиукраинский характер.

В частности первый заместитель главы Нацсовета Ольга Герасимьюк обвинила программу Шустера в том, что она манипулирует обществом: «Шустер LIVE» — коммерческое и манипулятивное шоу, делающее деньги на спектаклях, за которые отвечает ведущий. Я, как бывшая ведущая ток-шоу, знаю, что происходящее в студии во многом зависит от ведущего. А потому не могу понять, почему Савик уверяет, что не влияет на цирк в эфире и что он ни при чем».

В свою очередь, во время заседания руководитель службы эфирного вещания «112 Украина» Людмила Писанко отметила, что канал «112 Украина» считает такую ситуацию недопустимой, такие вещи не могут транслироваться в эфире национальных телеканалов и впредь телеканал намерен сделать все возможное, чтобы подобная ситуация не повторилась. Не смотря на то, что «112 Украина» не может влиять и контролировать процесс приглашения гостей в студию и наполнение эфира телепрограммы «Шустер Live», канал обратится к редакторской группе с просьбой более тщательно подходить к подбору гостей; своевременно информировать редакцию о составе гостей и изменениях, которые будут происходить в верстке «Шустер Live». Также она отметила, что телеканал готов прерывать эфир шоу, если такие ситуации будут повторяться. Однако объяснения менеджера никак не повлияли на решение Нацсовета.

Повлиять на эфир

Стоить отметить, что предупреждение по спутниковой лицензии телеканала «112 Украина» – уже второе по счету. Первое вещатель получил в ноябре из-за несоответствия программной концепции условиям лицензии. Кроме того, по одному предупреждению в конце августа прошлого года получили пять цифровых лицензий телеканала.  Таким образом «112 Украина» в любой момент может исчезнуть с телеэкранов страны.

«В перечне санкций Нацсовета — объявление предупреждения, штраф и только потом обращение в суд с представлением об аннулировании лицензии. Если у канала уже были предупреждения либо штраф, то Нацсовет может обращаться сразу в суд. Таким образом, теперь Нацсовет имеет полное право обратиться в суд с просьбой лишить канал лицензии. Сам Нацсовет в одностороннем порядке лишить канал лицензии не может», — говорит медиаюрист Наталия Петрова.

В самом же телеканале не соглашаются с решением регулятора и называют его наступлением на свободу слова. «Телеканал «112 Украина» всего за год существования вышел на первое место среди информационных. Мы осознаем социальную ответственность лидера мнений, мы боремся с агрессором плечом к плечу с украинским народом в информационном пространстве. Но мы все еще считаем, что военные действия не оправдывают цензуру. Мы считаем, что нам нужно слышать друг друга, нам нужны разные мнения и площадки для дискуссий. Мы обращаемся ко всем, прежде всего к телезрителям, политикам, представителям медиасообщества, экспертам», — заявили в компании.

И чтобы доказать свою правоту, вещатель запустил опрос, нужен ли Шустер обществу. Примечательно, что всего за два дня голосования более 300 тыс. человек поддержали «112 Украина» и выступили за сохранение шоу Шустера.

В список неугодных попали

 «112 Украина» не единственный телеканал, который попал под пресс Нацсовета. Регулятор также вынес телеканалу «Интер» второе предупреждение по итогам проведения внеплановой проверки по факту мониторинга новогоднего эфира. В частности нарушение касается трансляции 6 января фильма «Марьина роща-2» без прокатного удостоверения, а также фильма «Дом у большой реки» с участием Ольги Кабо, «известной антиукраинскими высказываниями». Примечательно, что первое свое предупреждение «Интер» также получил за трансляцию российских звезд Валерии, Кобзона и Олега Газманова.

Как и «112 Украина», «Интер» не согласен с решениями Нацсовета и уже обратился в суд для отмены санкций. И он имеет все шансы выиграть дело. «Решение о вынесении предупреждения телеканалу может приниматься Нацсоветом в случае первого нарушения законодательства или условий лицензии телерадиокомпании, как гласят положения закона о телевидении и радиовещании. Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», предложенный народными депутатами Н. Княжицким, В. Денисенко, принят ВРУ только 05.02.2015 г. Таким образом, нарушение каналом «Интер» не имело место быть, поскольку на то время  трансляция российских звезд в эфире не являлась правонарушением. Кроме того, сам факт трансляции упомянутых звезд подлежит доказыванию Нацсоветом», — говорит управляющий партнер Правовой группы «Доминион» Александр Пинчук. Как следствие, у «Интера» есть все шансы и основания выиграть это дело, добавил он.

Свою правоту и непрофессионализм нынешнего состава Нацсовета в суде уже доказала радиостанция «Вести». Напомним, холдинг «Мультимедиа инвест груп» (в который входит «Радио Вести») приобрел корпоративные права в компаниях, владеющих лицензиями на вещание в разных городах страны, осенью 2014 года. В декабре 2014 года холдинг подал в соответствии с требованиями украинского законодательства заявку в Нацсовет на смену позывного и программной концепции, чтоб на приобретенных им частотах могло начать вещание «Радио Вести».

Однако Национальный совет отклонил эту просьбу. «Радио Вести» подало в суд на это решение. Руководство станции указывало на то, что Нацсовет не привел ни одного аргумента — почему он не принял решение о смене позывного и программной концепции. Окружной административный суд города Киева принял решение удовлетворить иск «Радио Вести» в полном объеме по всем 26 лицензиям. Суд обязал Национальный совет сменить программную концепцию и позывной на «Радио Вести».

Но наверное самым одиозным решением регулятора за последнее время было вынесение предупреждения телеканалу NewsOne, который в своем эфире показал интервью экс-главы правительства Николая Азарова. По мнению представителей Нацсовета, высказывания Азарова в эфире телеканала несли антиукраинский характер. Директор телеканала Елена Рудик заявила, что телеканал не разделяет мнение спикера Азарова, а всего лишь хотел показать разные точки зрения на события, которые происходят в нашей стране. Будет ли телеканал ввязываться в судебную тяжбу с регулятором, пока не известно. 

Выборочное регулирование 

Исходя из логики членов Нацсовета, то предупреждения за свои действия должны были бы получить телеканал «24» и «1+1». Канал «24», транслировавший тот же «Шустер LIVE» 13 февраля, «отделался легким испугом», не получив никаких санкций. Нацсовет единогласно решил принять к сведению наличие нарушений, но не выносить предупреждения. 

Никакой реакции от Нацсовета не последовало и на трансляцию в эфире телеканала «1+1» речи Андрея Пургина. Так, в вечерний прайм-тайм на канале «1+1» программа «ТСН» разместила подготовленный редакцией комментарий относительно результатов минских договоренностей от спикера руководства так называемой «Донецкой народной республики» Андрея Пургина. По телефону Пургин от имени «ДНР» возложил ответственность за выполнение договоренностей персонально на президента Украины Петра Порошенко.

«Такое впечатление, что у Нацсовета есть «свои» и «неугодные» ему телеканалы. Ведь такой явной несправедливости в регулировании рынка нет объяснения», — заявил один из директоров украинского телеканала, попросивший не называть его имени в СМИ. Экс-член Нацсовета Лариса Мудрак поставила под сомнение профессионализм нынешнего состава Нацсовета. «Непрофессиональные решения Национального совета могут перерасти в цензуру. И не стоит все списывать на войну», — написала она на своей странице в Facebook.

112.ua

Поделиться в соц. сетях

0